Описание
ЧТО. Наше время отмечено тенденцией к размыванию привычных схем ориентации в потоке аудиовизуальной информации. Кино не является исключением. Понятия «мейнстрим», «артхаус», «андерграунд», «авторское кино» и т.д., стали настолько условны, что скорее препятствуют, чем способствуют ориентации в этом потоке. Под названием фильма, отнесенного к любой из этих категорий, может скрываться все, что угодно. Самое, казалось бы, наивное и неприхотливое кино может явить неожиданный и свежий взгляд на привычные бытовые вещи. Высоколобый же «артхаус», может оказаться занудным и высокомерным. Безусловно, практически любой фильм может быть подведен под одну из этих категорий. Но, за вот уже более чем вековую историю кино, и тогда, когда этих обозначений еще не было, и тогда, когда они были действительно актуальны, и сейчас, когда они уже исчерпали себя, существовала категория фильмов и их авторов, которой были узки рамки каких-либо определений: Альфред Хичкок (Alfred Hitchcock) – больше, чем саспенс или триллер; Педро Альмодовар (Pedro Almodóvar) – больше, чем мелодрама или мыльная опера; Терри Гиллиам (Terry Gilliam) – больше, чем постэкспрессионизм.
Этот список легко продолжить. Но это не просто люди, которые в свое время врубились, как делать некоторые специальные вещи. Их фильмы переступают границы какого-либо формата, благодаря той легкости, непринужденности, отстраненности видения, которые не позволяли и не позволяют кинематографу оставаться лишь искусством движущихся картинок, и которые дают зрителю свободу размышления и переживания. Это неформатное кино, которое формирует современный стиль и облик городского пространства, характер отношений между его обитателями. Майкл Алмерейда (Michael Almereyda), Кристофер Боэ (Christoffer Boe), Леос Каракс (Leos Carax) – вот лишь немногие имена тех творцов этого пространства, которые сумели сохранить свежесть головы, и работы которых предлагаются к просмотру в рамках проекта Cinemascope.
ЗАЧЕМ. Публика выросла в культурном отношении, стала более требовательной, поэтому потребность в подобном кино есть. Однако современный отечественный кинопрокат в определении того, что предложить зрителю все еще исходит из указанных жестких категорий. В результате, значительная доля актуального, магистрального, зрительского кино, оставаясь на слуху, в прокат не попадает. В меньшей степени это касается центра, в большей, провинции. Нет, оно не проходит мимо своего зрителя, но порождает суетные, комканные, вымученные формы просмотра. Да, нетрудно скачать, посмотреть, прервать в любом месте или отложить, а затем стереть, так как нет свободного места на жестком диске или время в собственном графике. Ведь всегда можно снова скачать и вновь стереть, поскольку так не хочется заполнять дом дисками etc. Такое «домашнее» кино – это кино прирученное, удобное, подчиненное повседневному ритму жизни. Стерильное кино, большинство сериалов терпят такой подход. Кино неформатное – это неприрученное кино, история, рассказанная другим и по-другому. Оно может являть собой заинтересованный, сочувствующий, но всегда созерцательный, отстраненный взгляд на вещи, отношения, события. А соответственно, требует изоляции зрителя от мира его повседневного опыта в пространстве восприятия, ограниченном традиционными техническими и символическими границами – белизной экрана, выключением света, эмблемой киностудии и именем режиссера в начале фильма, титрами по его окончании и т.д.
КАК. В этом пространстве каждую среду в тайм-кафе Циолковский будут проходить сеансы неформатного кино. Поскольку рецензии, позволяющие сформировать представление о предлагаемых к просмотру фильмах, пытливый зритель без труда сможет найти в сети или печатных изданиях, постольку излишне в очередной раз обращаться к их рецензированию или изложению сюжета. Излишни они и потому, что эти фильмы легче открываются непредвзятому взгляду. Поэтому, в качестве инициации здесь будет намечаться лишь некоторый фон (background) того, что будет происходить на экране.